Письмами артистов балета Мариинского театра никого не удивишь: еще в 1930-е годы ученицы Агриппины Вагановой коллективным письмом сняли любимого педагога с должности худрука балетной труппы, в эпистолярном жанре несколько десятилетий спустя проявили себя народные и заслуженные звезды, пытаясь завершить бесконечную эру руководства Константина Сергеева.
Вероятно, рекорд по наплыву жалоб поставила эпоха правления предыдущего руководителя труппы Махара Вазиева. Но при нем балетная труппа Мариинского театра была лучшей в стране и показывала рекордное количество резонансных премьер. Так что всеобщее внимание было приковано главным образом к сцене.
Сегодня, когда балет Мариинского театра уступил не только пальму профессионального первенства Большому, но и проигрывает в привлечении общественного внимания Михайловскому и Московскому музыкальному театру имени Станиславского и Немировича-Данченко, долгоиграющие проблемы выходят на первый план.
Ни для кого из причастных к балетной жизни не является секретом, что труппа Мариинского театра уже не одно десятилетие живет в потогонном режиме. Отсутствие месяцами выходных, репетиции кордебалета, которые в репетиционных листах обозначались "10.00-22.00", бесконечные гастроли и сокращенные до минимума летние отпуска стали привычной практикой в середине 1990-х. Тогда это объяснялось огромным репертуаром, обилием премьер, массовым вводом в старые спектакли молодежи, проведением уникального амбициозного международного фестиваля балета "Мариинский".
Но одна из претензий, которые теперь предъявляют артисты и.о. заведующего балетной труппы Юрию Фатееву и его помощнице Татьяне Бессарабовой,- сокращение не только количества премьер, но даже текущих многоактных спектаклей, что сказывается на творческом росте и заработной плате артистов. Тем не менее, как указывается в письме, ежедневный режим функционирования балетной труппы остался прежним, а правила внутреннего распорядка не менялись с 1977 года.
Финансовая проблема для балета Мариинского театра тоже остается острой. Ее призвана облегчить система дополнительного поощрения - президентский грант. Однако с документами о базовых ставках артисты официально не ознакомлены, так же как и с системой начислений грантов. Еще одна острая проблема, как говорится в письме, - пособия по беременности и родам. Вопреки федеральному закону, в их выплате в полном объеме артисткам труппы отказывается.
Тем не менее, косвенно недовольство стагнацией подтверждает и событие, недавно поразившее внимание балетоманов: начало сезона ознаменовалось срочным изменением составов в спектаклях, потому что одновременно три примы театра ушли в декретный отпуск. Еще большая проблема - массовый уход из театра солистов и талантливой молодежи. Причем артисты предпочитают Мариинскому не только Большой, но даже второстепенные европейские компании и соседний Михайловский театр.
Мариинский театр оказался в эпицентре проблемы, которую испытывают все российские балетные труппы. Отношения между работодателем и работником остаются невыстроенными и даже непрописанными, а профсоюзы по-прежнему не играют в них заметной роли. Это и отличает функционирование российских компаний от западных. В Европе, а тем более Америке в контракте четко прописан каждый шаг как артиста, так и его руководителя. Иногда с этим бывают связаны комические ситуации. Не так давно в интервью прима-балерина Большого театра Светлана Захарова рассказала поразивший ее случай. За день до ответственной премьеры в Ла Скала она, по привычке, пришла, чтобы еще раз порепетировать самостоятельно. Но оказалась перед закрытыми дверями театра. Ответственная премьера - не повод отменять законный выходной, объяснили ей позже. Российские артисты вообще не подозревают, что не имеют права использовать помещения театра для неслужебной деятельности. Например, для подготовки репертуара собственных гастролей. С этим два года назад был связан большой международный скандал. Нашу бывшую соотечественницу, а в тот момент солистку балета Венской государственной оперы Карину Саркисову, фактически уволили после того, как несколько популярных журналов опубликовали ее фотографии в обнаженном виде. Скандал вызвал не сам этот факт, а то, что без разрешения для съемки были использованы репетиционные залы Штаатсоперы, что противоречит имиджу театра.
Российских танцовщиков, впервые попадающих за границу, обычно шокирует, что там, например, с 14 до 17 часов в расписании может стоять сценический прогон "Спящей красавицы", а в 20 часов те же артисты выходят танцевать Баланчина или Форсайта. В то же время, никому в голову не придет задержать репетицию - и ее начало, и конец - хотя бы на пять минут, поэтому у танцовщиков есть полноценный перерыв до спектакля, во время которого в большинстве театров есть возможность посетить сауну или массаж, получить полноценную медицинскую помощь. Отечественные же танцовщики не знают, что такое профессиональное медицинское страхование. При тяжелых травмах, которыми изобилует профессия, как и во многих других нестандартных ситуациях, сопровождающих деятельность балетной труппы, в России каждый артист решает проблему в силу собственных возможностей - финансовых и организационных. Балет Мариинского театра оказался в эпицентре проблемы. Но к нынешнему письму артистов Мариинского театра в принципе могут присоединиться представители многих коллективов.
Мариинский театр пока не комментирует ситуацию в связи с тем, что балетная труппа вместе со своим руководителем Юрием Фатеевым находится на зарубежных гастролях и перелетает сегодня из Южной Кореи в Японию, где будут выступать до 2 декабря. Художественный руководитель театра Валерий Гергиев с Симфоническим оркестром Мариинского театра тоже находится на гастролях в Японии.